Топография

Город расположен в центре Парижского бассейна, примерно 65 м над уровнем моря. Границы жилых кварталов Парижа очерчены кольцевой автодорогой протяжённостью 35 километров, с учетом Венсенского и Булонского лесов, находящиxся к востокy и к западу от города соответственно, также относящихся к территории Парижа. Периметр города составляет 54,74 км, площадь — 105 км², таким образом Париж занимает 113 место среди коммун Франции по этому показателю и составляет 0,02 % площади страны. Границы города не менялись с 1860 года.
В поперечнике с востока на запад город достигает 18 км, с севера на юг — 9,5 км.
Наивысшая точка города (128,21) — в районе Монмартра, на тротуаре на углу между стеной забора у дома по адресу 2, rue de Mont Cenis и зданием по адресу 4, rue de Mont Cenis.
Абсолютный высотный минимум (30,5 м) находится в 15 округе на пересечении улиц Leblanc и St. Charles[2].
Парижский меридиан долгое время являлся нулевым меридианом на французских картах. Линия парижского меридиана отмечена сейчас ориентированными с севера на юг 135 памятными бронзовыми отметками на мостовых, тротуарах и зданиях (на илл. слева), диаметром 12 см, с выгравированным на них именем Франсуа Араго, астронома и политика 19 века. На этой линии находится и Парижская обсерватория[5]. Нулевой километр, от которого отсчитываются все дорожные расстояния во Франции находится на площади перед Собором Парижской богоматери.
Антипод Парижа расположен в водах Тихого океана, на юго-востоке от Новой Зеландии, неподалеку от островов Антиподов.

Климат

Метеонаблюдения в Париже ведутся непрерывно начиная с 1873 года с метеостанции в парке Монсури. Париж располагается в зоне умеренного климата, на стыке двух противопоставленных друг другу климатических явлений: близость к морю обуславливает наличие тёплых и влажных воздушных масс и вторжение холодного континентального воздуха, чаще всего с севера и северо-востока. Средняя годовая температура составляет 12,0 °C, самый холодный месяц — январь (4,7° С), самый жаркий — июль или август (20° С), среднее годовое количество выпавших осадков — 600 мм. Наиболее дождливый месяц — май (64,9 мм), наименьшее количество осадков выпадает в феврале — 43,7 мм. По многолетним наблюдениям, в год случается 111 дождливых дней, 18 дней — ливневые дожди с грозами, 11 дней в году выпадают осадки в виде снега. Микроклимат Парижа, обусловленный скученностью и загрязнением, отличается температурой воздуха (в среднем на 2 °C выше средней температуры по региону, разница может доходить до 10 °C), пониженной влажностью, меньшей светлостью в дневное время и более светлыми ночами. Направление господствующего ветра в соответствии с розой ветров, построенной по данным наблюдений станции Météo-France — юго-западное.
Самым жарким за историю метеонаблюдений днём в Париже было 28 июля 1947 года, когда термометры поднялись до 40,4 °C. Самая низкая температура была зарегистрирована 10 декабря 1879 года — −23,9 °C. Самая резкая перемена температуры в течение 24 часов — 31 декабря 1978 года: температура упала с +12 °C до −10 °C. Самый сильный ветер — 169 км/ч, декабрь 1999 года. Понижение температуры ниже 0С считается холодом, а ниже −10С — экстремальным, в этот период мобилизуются социальные службы города для помощи бездомным.Климат Парижа (1961-1990).

Экология

Как и в любом другом крупном городе, состояние окружающей среды испытывает на себе факторы жизнедеятельности многомиллионного населения. Согласно статистике, столица Франции и прилегающий Парижский регион входят в первую сотню самых густонаселенных агломераций на планете. В черте города число объектов промышленности невелико вследствие процесса деиндустриализации, начавшегося в середине 20 века, благодаря чему загрязнение почв не является острой проблемой, тем не менее шумовое загрязнение, транспортные выхлопы — главные проблемы экологии города, следует прибавить к этому также дефицит парковых зон во французской столице и отставание по этому показателю от других крупных европейских городов (14,5 м2 на человека). С 2002 года повсеместно в Париже существует практика сортировки мусора. Большое внимание уделяется чистоте воздуха, так, например, над Парижем каждый день запускается видимый в радиусе 40 км воздушный шар, цвет которого меняется в зависимости от качества воздуха. Кроме того, наблюдение за состоянием воздуха в городе с 1979 года находится в ведении организации AIRPARIF, уровни загрязнения по шкале от 1 до 10 афишируются на многих электронных табло города. Согласно официальным данным, качество воздуха значительно улучшилось за последнее десятилетие по многим параметрам. Что касается речной экосистемы, ещё два десятилетия назад экологическое состояние Сены оставляло желать лучшего, чему может свидетельствовать массовый мор рыбы в 1990 и 1992 годах. В 1988 году Жак Ширак, будучи мэром Парижа, заявил, что через 5 лет в Сене можно будет купаться, и действительно, за последние годы качество воды в Сене улучшилось по многим параметрам настолько, что сегодня в её водах в городской черте обитает около 28 видов рыб. Большое внимание уделяется зелёным насаждениям, увеличению их разнообразия, благодаря чему Париж считается одной из наиболее зеленых столиц Европы, ведь в городе насчитывается около 487 000 деревьев, самому старому из которых (Робиния псевдоакация) в сквере Вивиани в 5 округе, посаженному при Генрихе IV, — более 400 лет. Oзеление происходит даже на крышах, так согласно плану Biodiversité, планируется создать 7 гектаров зеленых насаждений на парижских кровлях. В городе также предпринимаются попытки борьбы с шумовым загрязнением, основная причина которого — автомобильный транспорт. Например, планируется использовать звукоизоляционные технологии в жилых домах, в дорожном строительстве, ограничение максимальной скорости движения в центре, ужесточение санкций против мотоциклистов. Тем не менее, согласно статистике 54 % опрошенных парижан беспокоит шум, а жильё 150 000 человек выходит окнами на улицу, где уровень шума превышает 70 дБ. Ко всему прочему, Париж также печально известен большим количеством собачьих экскрементов на своих мостовых.
В конце 2000-х годов в городе на крышах зданий (даже на Гранд Опера) установили около 300 ульев. Сообщается, что съём мёда с них выше, чем в среднем по Франции, из-за более низкого содержания пестицидов в воздухе столицы.

Гидрография

Сена оказалась важнейшим фактором для создания и развития города, начало которому положили многочисленные в то время острова на реке. Из островов, лежащих в черте города, наибольший интерес представляет Остров Сите. Заселённый ещё в античные времена, он является колыбелью Парижа. Именно здесь находятся многие исторические памятники, такие как собор Парижской Богоматери, Сент-Шапель, Консьержери.
Традиционно разбиение города на правый берег (торговая, деловая часть города) и левый берег (культурная, образовательная часть города).
Длина Сены в черте Парижа — 12,78 км, глубина её варьирует от 3,8 м (вблизи моста Насьональ) до 5,7 м (у моста Мирабо), ширина русла от 30 м (набережная Монтебелло до 200 м — у моста Гренель). Самый низкий уровень воды в истории — 26,39 м, отметка с историческими уровнями воды находится на стене набережной острова Святого Людовика. Скорость течения воды — 2 км/ч, мощность потока — 273 м3/с, средняя температура — 14,1С. Кроме реки в черте города также имеются каналы: Сен-Мартен, Сен-Дени и Урк общей протяженностью 7,6 км. В прошлом Париж неоднократно страдал от паводков, последнее масштабное наводнение произошло в 1910 году, современный город защищен от паводков системой водохранилищ вверх по Сене, а также повышением уровня набережных.

История

Основание города.

Город был образован в середине III века до н. э. из кельтского поселения Лютеция племени паризиев на месте современного острова Сите. Современное название города происходит от имени этого племени. Первое письменное упоминание о Лютеции встречается в 6-ой книге Юлия Цезаря о войне с Галлией в 53 г до н. э.
Когда в 52 году до н. э. римляне после первой неудачной попытки во второй раз попытались подойти к городу, паризии подожгли Лютецию и разрушили мосты. Римляне оставили им остров и построили на левом берегу Сены новый город. Там они возвели термы, форум и амфитеатр. В Римской империи город не имел большого влияния.

Средние века

Правление римлян закончилось к 508 году с приходом франков.
При Филиппе II Августе была усилена оборона города: в 1190 году была построена городская стена на правом берегу Сены, а в 1210 году — на левом берегу. В это же время на западной окраине Парижа возводится крепость Лувр.
Начиная с XI века Париж — один из центров европейского образования, в первую очередь религиозного. В XIII веке, в результате разногласий среди преподавателей, на левом берегу (современный Латинский квартал) открывается ряд «независимых» коллежей, прародителей современной Сорбонны.
В XIV веке город обносится ещё одной стеной на правом берегу, на месте сегодняшних Больших Бульваров.

Новое время

Во времена Людовика XIV королевская резиденция переехала в Версаль, однако Париж по-прежнему оставался политическим центром Франции, благодаря растущему населению и ведущей роли Парижа в экономике страны.
В 1844 году вокруг города строится третья крепостная стена, на месте сегодняшней кольцевой дороги вокруг города. В ближайших окрестностях города были возведены укрепления длиной 39 км с 16-ю фортами, в то время это было самым большим защитным сооружением в мире.
Эйфелева башня была построена к Всемирной выставке 1889 года
Во второй половине XIX века в Париже проходит 5 из 21 Всемирных выставок, что хорошо отражает культурное и политическое влияние города.
После заката Второй империи и захвата Парижа немецкими войсками Парижская коммуна, состоящая из рабочих, ремесленников и мелких буржуа, выступила против временного консервативного правительства республики.
В 90-е годы XIX столетия и первое десятилетие XX века, известные также как «Прекрасная эпоха», Франция переживала небывалый подъём и экономическое развитие.
В годы Второй мировой войны город был занят немецким вермахтом, оккупация продлилась до конца августа 1944 года.
В Париже начались массовые беспорядки мая 68-го года, приведшие, в конечном счёте, не столько к смене правительства, сколько к коренному переделу общества, смене менталитета французов.

Население

На территории Парижа проживает 19,2 % населения региона Иль-де-Франс и 3,5 % населения Франции. Таким образом Париж является самым густонаселённым районом Франции со средней плотностью населения 20 433 чел./км². Плотность населения варьируется в зависимости от округа. Округа с наименьшей плотностью населения — 12-й (8 370 чел./км²) за счёт включения в территорию округа Венсенского леса и 1-й (9 228 чел./км²). Наиболее густонаселённым считается 11-й округ с плотностью населения более 40 000 чел./км².

Демографические данные

В античные времена и Средние века из-за многочисленных войн, эпидемий и массового голода число жителей зачастую резко падало. Например, во время эпидемии холеры в 1832 году умерло примерно 20 000 человек.
Индустриализация XIX века привела к значительному росту населения. В 1921 году количество населения составило 3 миллиона, эта цифра до сих пор является рекордной за всю историю Парижа. В данный момент в Париже проживает чуть более двух миллионов человек.
Обратная ситуация наблюдается в пригородах за счёт их расширения — в 1921 году здесь проживало 4,85 миллиона человек, в 2006 году — уже 11,6 миллионов.
За счёт того, что после выхода на пенсию большинство парижан переезжают в пригороды и на юг Франции, Париж является довольно «молодым» городом. Здесь проживает большое количество неженатых (незамужних) (51,5 % всего населения города) — средняя парижская семья состоит из 1,88 человек. Суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,64 — бо́льшая часть парижских семей имеет всего одного ребёнка. На 2004 год коэффициент рождаемости составил 14,8, коэффициент смертности — 6,6. Таким образом естественный прирост населения составил + 8,1, а общий + 2,1.

Этнический состав

В 2008 году в Париже проживало около 330 000 иностранцев, что составляет 14,9 % населения Парижа. 30 % из них — выходцы из ЕС, ещё 20 % приходится на иммигрантов из Алжира, Марокко и Туниса.

Иммигранты

Можно утверждать, что столица Франции является местом соприкосновения многих культур. Так, по данным переписи 1999 г. 19,4 % населения Парижа были рождены за рубежом. 4,2 % оказались иммигрантами, прибывшими недавно (1990—1999 гг.), в большинстве своем из Китая и африканского континента. Кроме того, около 15 % парижан являются мусульманами. Первая волна иммиграции, хлынувшей В Париж пришлась на 1820 г. в связи с массовым переездом немецких крестьян бегущих от сельскохозяйственного кризиса, охватившего Германию. С тех пор вплоть до наших дней волны иммиграции периодически накатывают на этот город: на протяжении XIX века в Париж тянуло итальянцев и евреев из Центральной Европы, во французскую столицу устремилась российская аристократия после революции 1917 г., в период между двумя мировыми войнами пришёл черед поляков, затем этнических французов из бывших колоний — новых независимых государств, в 1950—1970 гг. сюда направились испанцы, итальянцы, португальцы, выходцы из стран Магриба, стран Юго-Восточной Азии. Местожительство иммигрантов во многом определяется их этнической принадлежностью. Так чернокожие иммигранты из Африки, в большинстве своем проживают в 18 и 19 округах (в особенности, в квартале Шато Руж), в квартале Бельвиль — китайцы и выходцы из северной Африки. 13 округ известен своим китайским кварталом, а американцы облюбовали аристократичный 16 округ.

Религия

80 % населения[источник не указан 1078 дней] христиане, 75 % относят себя к католикам, большинство из них — католики латинского обряда, некоторые — приверженцы армянского и византийского обрядов. Мусульманское население сконцентрировано в 11, 18, 19 и 20 округах. Парижская мечеть, расположенная в 5 округе, открыта для прихожан с 1926 года[38]. Всего в Париже насчитывается 94 католических общины, кроме того 15 православных церквей, 21 синагога (в Париже проживает 220 000 иудеев), 2 мечети (для 50 000 мусульман, большей частью суннитов), Армянская Апостольская церковь на улице Гижон.

Административное деление

Иногда Париж называют фр. Paris intra-muros (дословно: «внутри стен»), а Париж вместе с ближайшими пригородами (Парижская агломерация) — Grand Paris (фр.) («Большой Париж»).
Париж делится на 20 муниципальных округов, пронумерованных от центра к периферии по спирали по часовой стрелке, которым присвоены почтовые индексы от 75001 до 75020. Каждый округ в свою очередь разделён на четыре квартала, в каждом из которых есть своё отделение полиции.

Экономика

Париж — важнейший экономический центр Франции, здесь производится 10 % ВНП страны. Почти четверть всех производственных предприятий страны открыли в метрополии свои офисы и штаб-квартиры. В городе создано 349 000 предприятий c 1,64 млн рабочих мест в общей сумме, что в пересчете на всех трудоспособных парижан составляет 1,5 рабочего места на человека. Тем не менее, число безработных парижан составляет 8,7 % что однако ниже чем в целом по стране (9,3 %), по данным на конец 2010 года.
Основная масса (85 %) рабочих мест Парижа относится к сфере обслуживания. Несмотря на то, что промышленность активно выводится за черту города, она продолжает предоставлять около ста тысяч рабочих мест. Примерно столько же рабочих мест приходится на мелкие предприятия, занятые в области сервиса (35 %), производства (30 %), строительства (20 %) и питания (15 %).
Развит туристический бизнес, В среднем в год французскую столицу посещают 27 млн туристов, что в 12 раз больше численности населения города. B 2007 году китайские туристы потратили 79 млн евро в парижских магазинах такс-фри, японцы — 87 млн евро, русские — 72 млн евро, и американцы — 71 млн евро.
В Париже расположилась большая часть французских банков, страховых компаний и прочих финансовых предприятий. Основные французские телекоммуникационные компании также расположены главным образом в Париже: Vivendi Universal, Groupe Lagardère, Groupe TF1. В Париже находятся также издательства крупнейших ежедневных газет «Le Figaro», «Le Monde», «Libération», и множество других издательств.
Сегодня Париж (вместе с открытым в 50-60-е годы в пригороде Парижа деловым центром Дефанс) является одним из важнейших торговых центров Европы.
Благодаря сосредоточению французских и международных фирм в городе, Париж обеспечивает примерно треть ВВП страны. Уровень безработицы в городе соответствует среднему уровню безработицы Франции.

Транспорт

Дорожный транспорт

Париж — крупный транспортный узел страны. Исторически основные дороги страны радиусами расходились от столицы, и до сегодняшних дней эти радиусы чётко видны на автомобильной карте Франции. От Парижа радиусами сходятся дороги со всех возможных направлений: А1 из Лилля, А4 из Реймса, А5 из Дижона, А6 из Лиона, А77 из Невера, А10 из Орлеана, А13 из Руана и А16 из Амьена.
Непосредственно вокруг города построена кольцевая автомагистраль, имеющая от 2 до 4 полос движения в каждую сторону. Ещё две кольцевые дороги — A86 и A104 — позволяют транзитному транспорту объехать Париж, не заезжая в город.

Авиатранспорт

Рядом с Парижем расположены два крупных международных аэропорта, которые соединяют Иль-де-Франс с 529 городами в 136 странах мира, цифры пассажиропотока которых выводят регион на пятое место в мире и второе место в Европе.:
«Шарль де Голль» с 58,2 млн пассажиров в год (данные 2010 года) является вторым в Европе по объёму пассажироперевозок (после лондонского аэропорта Хитроу).
«Орли» с 25,2 млн пассажиров (данные 2010 года) стоит на 11-м месте в Европе. Примерно половина трафика аэропорта приходится на внутренние рейсы.
В ведомстве компании Aéroports de Paris находится также 12 мелких аэропортов и аэродромов окрестностей Парижа, в том числе:
Аэропорт Ле Бурже — известен проходящим там авиасалоном.
Бюджетные авиакомпании могут использовать находящиеся на некотором удалении от Парижа аэропорты для своих «парижских» рейсов:
Аэропорт Ватри (фр. Aéroport Paris — Vatry, 140 км на восток от Парижа).
Аэропорт Бовэ (фр. Aéroport de Beauvais-Tillé, 80 км на север от Парижа).

Железнодорожный транспорт

Железнодорожные линии парижских вокзалов соединяют столицу со всеми регионами Франции и соседними странами. Скоростные поезда доставляют пассажиров в считанные часы в крупнейшие города и столицы соседних государств (Париж-Брюссель — 1 час 20 мин, Париж-Лондон — 2 часа 20 мин, Париж-Амстердам — 3 часа 15 мин). Связь между вокзалами хорошо налажена с помощью общественного транспорта.
Лионский вокзал
Вокзал Сен-Лазар — Нормандия.
Северный вокзал — северное направление (TGV), Великобритания (Eurostar), Бельгия и Голландия (Thalys).
Восточный вокзал — восточное направление, Германия, Австрия.
Лионский вокзал — регионы Центр и юго-восток (TGV), Альпы, Швейцария, Италия.
Вокзал Берси — Альпы, Италия (ночные поезда).
Вокзал Аустерлиц — юго-западное направление (TGV), Испания, Португалия.
Вокзал Монпарнас — Бретань и запад Франции (TGV).
Для грузоперевозок используются вокзалы Лё Бурже, расположенный в одноименной коммуне, и Vaires, с идущей от него Большой кольцевой дорогой (Grande Ceinture).
Весной 2011 года в РЖД началось обсуждение проекта запуска международного поезда Москва — Париж, проходящего через Берлин. Поезд будет формироваться российской стороной, планируемое время в пути составляет 41 час.

Общественный транспорт

Общественный транспорт французской столицы представлен подземными видами (метро и RER) и надземными (автобус и трамвай), а также водным (Voguéo) и сетью велопроката Vélib и конечно же такси, коих в городе 16 623.
Основной оператор парижского общественного транспорта — RATP (фр. Régie Autonome des Transports Parisiens), в чьем ведении находятся все линии метро и автобусные маршруты, три линии трамвая и две линии RER. Трамвайная линия T4 и большинство линий RER обслуживаются французскими железными дорогами (SNCF).

Парижский метрополитен

Самым удобным и быстрым транспортом Парижа считается метро, открытое в июле 1900 года и состоящее из 14 линий общей протяжённостью 212,5 км с 300 станциями и фуникулером Монмартра, что делает его сеть самой плотной в мире, в городе нет места, удаленного от ближайшей станции метро более чем 500 метров. С 1998 года в системе функционирует 14 линия — первая в мире автоматическая линия метрополитена.
Идея создания скоростной сети RER возникла в 1960-х годах в связи со стремительным ростом пригородов Парижа, не охваченных метрополитеном. Сегодня cеть RER (региональное экспресс-метро) — 5 линий пригородных электричек (A, B, C, D, E), проходящиx через центр Парижa, с узловых станций RER осуществляется удобная пересадка на линии метрополитена.

С 1992 года в связи с возросшей плотностью транспортного потока возникла необходимость возродить в Париже трамвайные линии, прекратившие существование в 1937 году. Непосредственно из всей сети трамвая региона Иль-де-Франс в границах города проходит лишь одна весьма популярная среди парижан линия трамвая (Т3), в то время как остальные функционируют в пригородах. Hа 2012 год запланировано продление линии.

Автобусная сеть в Париже существует с 1906 года, сегодня она насчитывает 60 маршрутов, а также ночные автобусы Noctilien. Некоторое время в Париже существовали троллейбусы. Их расцвет пришёлся на годы оккупации, но в 1966 году троллейбусная сеть была ликвидирована.

С 2007 года действует сеть автоматических пунктов проката велосипедов — Vélib', состоящая из 1450 пунктов проката через каждые 300 метров. По утверждению представителя парижской мэрии, это самый быстрый способ перемещения в черте города, которому уступает даже метро и автомобили.

С 2008 года действует сеть катамаранов Voguéo между Аустерлицким вокзалом и Мезон Альфором.
На всех видах транспорта в черте города принимается билет Ticket t+, однодневные абонементы Mobilis и Ticket jeune Week-end для лиц моложе 26 лет, а также одно- или многодневный абонемент Paris Visite или проездной билет Navigo.

Образование и наука

Самые престижные учебные заведения Франции находятся в её столице, которая лидирует в рейтинге студенческих городов мира.

Самый известный Парижский университет — Сорбонна — был основан в 1257 году Робером де Сорбон с целью обучить несколько десятков бедных студентов богословию. Довольно быстро Сорбонна (своё название университет получил лишь в XIV веке) стала самым крупным и престижным образовательным учреждением Парижа и Франции. Вокруг Сорбонны образовался знаменитый Латинский квартал, чьё название затем распространилось и на студенческие кварталы других городов. В 1968 году Парижский университет был реформирован и разделён на 13 независимых вузов, 5 из которых сейчас располагаются в пригородах Парижа.

В Париже также расположен Институт Франции (Institut de France), состоящий из 5 академий, главной и самой престижной из которых считается Французская Академия, ставшая частью Института в 1803 году. Французская Академия произошла из парижского литературного кружка, основанного в 1629 году Валентэном Конраром. Статус государственного научного учреждения Академия получила В 1635 году.

Другими престижными учебными заведениями являются Коллеж де Франс, Политехническая школа, Высшая нормальная школа, Католический институт, Горный институт и Национальный институт управления.

Самая большая библиотека Парижа — Национальная библиотека Франции, основанная в 1368 году королём Карлом V из своей личной библиотеки в Лувре. На момент основания библиотека насчитывала всего 911 манускриптов, так как в те времена было принято уничтожать после смерти монарха все его документы. Этот обычай нарушил Людовик XI, с которого и началось расширение фонда. В 1988 году президент Франсуа Миттеран объявил о строительстве нового здания Национальной библиотеки по проекту архитектора Доминика Перро. Сейчас библиотека насчитывает более 10 миллионов печатных изданий.

Архитектура

Внешний вид современного города был задан в середине XIX века в результате грандиозной перестройки. Многие века до этого он представлял собой лабиринт узких улиц и деревянных домов. В 1852 году по плану усовершенствования города, задуманному бароном Османом, были разрушены целые кварталы ветхих построек, а на их месте появились широкие проспекты и выстроенные в единую линию каменные здания в неоклассическом стиле, столь характерные для новой эпохи буржуа. Принципы градоустройства времён Наполеона III и сейчас не потеряли своей актуальности: высота и размеры зданий подчиняются единому закону равномерности, и с середины XIX в. было сделано всего лишь несколько исключений из правил. Благодаря этому Париж остается «плоским».

Типичным для архитектуры Парижа является особый вид особняков — hôtel particulier. Такой особняк представляет собой богатый частный дом П-образной формы с внутренним двором и садом с тыльной стороны средней части здания. Большинство построек были выполнены в XVII—XVIII веках, для построек XVIII века отличительной чертой является замкнутый со всех четырёх сторон двор. Наиболее внушительный пример тому — здание Пале Рояль, королевского дворца с внутренней площадью, фонтаном и парком. Большинство сохранившихся городских особняков расположены в квартале Маре, к примеру Отель Субиз, Отель Сале и Отель Карнавале.

Неизменные границы города, его чёткий план устройства и нехватка места для нового строительства постепенно превратили город в действующий и живущий музей. Ради сохранения великого наследия законы затрудняют постройку новых зданий и коммуникаций в центре, поэтому значительное число деловых организаций переехало или планирует переезд в удобные пригороды. Уже сейчас за пределами исторического города находятся бизнес-район Дефанс, крупный продовольственный рынок (район Ранжис), важные образовательные учреждения (Политехнический институт), научные лаборатории, спортивные сооружения (стадион Стад де Франс) и даже министерства (к примеру, Министерство транспорта). Все они, однако, удобно соединены с центральной частью Парижа линиями метрополитена.

Достопримечательности

В Париже находится огромное количество достопримечательностей, к числу которых относятся не только архитектурные постройки, но также и улицы, мосты и площади.

Одна из самых известных достопримечательностей — это ажурная металлическая Эйфелева башня, построенная по проекту инженера Эйфеля. Башня задумывалась как временная постройка, служащая входом на Всемирную выставку 1889 года. Но она не только пережила само это мероприятие, но и стала с тех пор истинным символом города.

На севере от Эйфелевой башни над линией горизонта возвышается базилика Сакре-Кёр, построенная на вершине холма Монмартр, а на юге — одинокая башня Тур Монпарнас, особенно выделяющаяся на фоне своего «плоского» района.

Историческая ось памятников архитектуры пересекает город из центра на запад. Начинаясь от знаменитого на весь мир музея Лувр, она продолжается через сад Тюильри, проспект Елисейские поля до Триумфальной арки, построенной в XIX веке в центре площади Звезды. В 1960-х гг. на продолжении линии был построен квартал Дефанс, центром которого стала Большая арка Дефанс.

В самом центре исторической части находится Дом инвалидов, в котором расположен военный музей, здесь же покоятся останки Наполеона Бонапарта. Тут же и бывшая церковь Пантеон, охраняющая вечный покой некогда знаменитых французских деятелей.

Ещё одно напоминание о пылавших боях за свободу французского народа — статуя Свободы, установленная на Лебедином острове. Оригинал этой статуи был подарен Соединённым Штатам Америки в 1886 году, и с тех пор встречает путешественников в порту Нью-Йорка.

Исторический центр города — остров Сите, где находятся две самых знаменитых церкви Франции: Собор Парижской Богоматери и Святая капелла. Рядом с островом Сите расположен ещё один остров — Сен-Луи, известный своим мороженым, признанным одним из лучших в мире.

Архитектурные направления XX века оставили городу такие памятники, как Культурный центр имени Жоржа Помпиду, в котором сейчас расположен музей современного искусства, новое здание оперы на площади Бастилии, торговый центр Ле-Аль, построенный на месте «Чрева Парижа», а также район Дефанс, представляющий собой архитектурный комплекс из небоскрёбов и зданий и сооружений с авангардными формами.

Представляет также несомненный интерес парковый ансамбль «Городок науки и индустрии», в котором находится крупный музей науки и техники.

Кладбища

По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В 1786 году из-за соображений общественной гигиены было решено прекратить захоронения на переполненных кладбищах при церквях в центре города и их закрыть, a останки с этих кладбищ перенести в подземные выработанные каменоломни к югу от Парижа (современные Катакомбы Парижа в 14 округе). Открытие крупнейших парижских кладбищ относится к началу 19 века, эпохе правления Наполеона I. Развитие города привело к тому, что эти кладбища, находившиеся некогда на окраинах, оказались своего рода зелёным оазисом спокойствия в центре различных кварталов шумной столицы. Всего в Париже насчитывается 14 кладбищ и, согласно статистике, на них растет около 34 000 деревьев. Многие великие люди Франции и всего мира нашли свое последнее пристанище на кладбищe Пер-Лашез, настоящем некрополе-музее похоронного искусства 19 века под открытым небом, кладбище Монмартра, лабиринта на 11 гектарах, Монпарнас, благодаря своей строгой планировке снискавшее название «бухты спокойствия» и кладбище Пасси, небольшое, но с самой высокой плотностью знаменитостей на квадратный метр.

Культура и досуг

Набережные Сены в 1991 году вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Пригородные Дворец Фонтенбло и Версальский дворец были внесены в список в 1979 и 1981 году соответственно.

Музеи

Открытый в 1793 году в бывшей резиденции французских королей музей Лувр состоит из 8 тематических отделов где на площади 60 600 м2 представленa одна из крупнейших мировых коллекций, состоящая из 35000 экспонатов — шедевров западноевропейского искусства средних веков вплоть до 1848 года, а также античных цивилизаций древних египтян, древних римлян, этрусков, цивилизаций ближнего востока и искусства исламских народов. Именно там хранятся такие мировые шедевры, как Мона Лиза (Джоконда) и Венера Милосская.

Музей Орсе расположился в здании бывшего железнодорожного вокзала Орсэ на берегу Сены. Вокзальное здание было построено по проекту Виктора Лалу в 1900 году для сообщения между Парижем и Орлеаном, однако было закрыто в 1939 году. В 1980-х годах под руководством Гае Ауленте здание переделали под новый музей. Музей Орсе прежде всего знаменит коллекцией французских импресионистов. Вместе с тем здесь выставляются картины, скульптуры, фотографии и мебель периода 1848—1914 годов.

Музей Орсе

Построенный в 1977 году по проекту Ренцо Пиано, Ричарда Роджерса и Жанфранко Франчини Культурный центр Жоржа Помпиду является главным центром современного искусства Франции. В здании находится не только музей современного искусства, но и библиотека, кинозалы, книжные магазины и студии детского творчества. Примечательно само устройство здания — вся инфраструктура (лифты, вентиляционные шахты, эскалаторы) вынесена наружу и раскрашена в яркие цвета.

Музей Пикассо содержит всего лишь около 250 картин, но является одним из самых красивых музеев Парижа. Экспозицию составляют работы самого Пикассо, а также собранная им коллекция работ других художников — Жоржа Брака, Поля Сезанна, Анри Матисса и Амедео Модильяни. Музей расположился в отстроенном в 1656—1659 годах особняке Сале в квартале Маре.

В средневековом дворце аббатов Клюни сейчас находится Музей Средневековья (Музей Клюни) с коллекцией средневековых предметов искусства. Отсюда можно попасть в сохранившиеся руины терм галло-римского периода. В сентябре 2000 года рядом со зданием музея был разбит средневековый сад (jardin médiéval) площадью 5000 м².

К Всемирной выставке 1900 года в качестве выставочных залов был спроектированы Большой и Малый дворцы. В Большом дворце не только выставляются предметы искусства, но также и проходят различные ярмарки-выставки, например, автомобильная выставка Mondial de l’automobile de Paris. В Малом дворце нашли место коллекции живописи французского и итальянского Ренессанса, а также картины фламандских и голландских мастеров.

Театры

Парижская опера внесла значительный вклад в развитие оперного искусства. Сегодня в Париже два оперных театра: Опера Гарнье, известная также как «Гранд Опера», и Опера на Бастилии. Открывшаяся в 1875 году и названная по имени архитектора Опера Гарнье, площадью 11 237 м², является самым большим оперным театром в мире. Новая Бастильская опера существует лишь с 1989 года. С момента открытия новой оперы проигрывающий в техническом оснащении Дворец Гарнье используется главным образом для балетных представлений и классических оперных спектаклей.

Знаменитый театр Комеди Франсез возник в 1680 году из слияния бывшего театра Мольера Illustre Théâtre с несколькими театральными труппами. Среди актёров, игравших на сцене Комеди Франсез, были такие известные личности, как Сара Бернар и Жан-Луи Барро. Сегодня театр выступает в основном с классическим репертуаром.

Кабаре

Для поклонников варьете в Париже открыто большое количество кабаре. Наиболее известные из них — Мулен Руж, Лидо, Крейзи Хорс, Парадиз Латин в Латинском квартале и Фоли-Бержер.

Одним из символов Парижа считается реклама кабаре «Tournee du Chat Noir» нарисованная Теофилом Стейнленом в 1896 году. Кабаре находилось в богемном районе Парижа — Монмартре.

Кинематограф

Кинематограф как зрелищное искусство родился именно в Париже — 28 декабря 1895 года в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый публичный показ «Синематографа братьев Люмьер».

Гастрономия

Рестораны в современном понимании слова возникли в Париже незадолго до Французской революции. Слово «ресторан» происходит от французского глагола фр. restaurer, означающего «привести в норму», «придать силы» (тот же корень, что у русского слова «реставрация»), это слово долгое время применялось к плотным блюдам, мясным бульонам, а со второй половины XVIII века — к заведениям общественного питания.

В 1786 году вышло постановление парижского прево, разрешавшее поварам и рестораторам принимать посетителей до 23 (зимой) или до 24 часов (летом). Для зажиточных горожан вошло в привычку назначать деловые, а также и личные встречи не дома, а в ресторане. Ресторанное дело развивалось быстрыми темпами, вскоре количество ресторанов в Париже уже было трудно пересчитать.

Некоторые парижские кафе существуют ещё со времён эпохи Просвещения, когда они выполняли в большей степени социальную функцию, чем служили местом для приёма пищи. К ним можно отнести Кафе Прокоп, первое литературное кафе (сейчас считается старейшим рестораном Парижа) и Кафе де ля Режанс, ставшее местом встреч лучших шахматистов тех времён (просуществовало до 1950-х годов).

Спорт

Популярнейший в Париже спортивный клуб — футбольный Пари Сен-Жермен. Клуб, основанный в 1970 году, проводит свои домашние матчи на стадионе Парк де Пренс, возведённом ещё в конце XIX века.

Главная спортивная арена Парижа — стадион Стад де Франс, расположенный в пригороде Сен-Дени. Арена была построена к чемпионату мира по футболу 1998 года и вмещает 80000 зрителей. Стадион используется для проведения не только футбольных матчей, но и соревнований по лёгкой атлетике, регби и другим видам спорта. В 2016 году Франция примет чемпионат Европы по футболу. Париж станет одним из мест проведения турнира, финальный матч пройдёт на стадионе Стад де Франс.

Ежегодно в Париже проходит финиш самой престижной в мире велогонки Тур де Франс. С 1975 года велосипедисты проводят заключительный этап гонки на Елисейских полях.

Ещё один популярный в Париже вид спорта — теннис. Парижский стадион Ролан Гаррос (англ.)русск. ежегодно в конце мая — начале июня принимает у себя один из четырёх турниров Большого шлема — Открытый чемпионат Франции. В ноябре в Париже проводится также престижный мужской теннисный турнир — BNP Paribas Masters.

В Париже проводились летние Олимпийские игры 1900 и 1924 года.

Ежегодно устраиваются легкоатлетические пробеги — Парижский марафон и Парижский полумарафон.

Информация взята с сайта - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%E8%E6